- Модификация поведения
- – метод обучения людей изменению поведения за счет систематического использования подкрепления и, редко, несильного наказания. Метод основан на ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ. В целом программы модификации поведения направлены на устранение нежелательного поведения, например вспышек раздражения, самоповреждения, зависимости от алкоголя, и усиление взамен него позитивного или социально приемлемого поведения. В модификации поведения существует несколько основных принципов: 1) любое поведение, даже крайне проблемное, служит некоей цели; 2) проблемы формулируются в терминах наблюдаемого поведения, без поиска психологических корней в прошлом клиента; 3) КЛИЕНТ способен освоить другие, более эффективные виды поведения; 4) поведение, которое планируют ослабить или усилить, должно подлежать измерению, поскольку о степени разрешения проблемы можно судить только количественно. Простейшим способом усиления конкретного вида поведения, согласно теории научения, является вознаграждение или подкрепление желательного поведения человека. Подкреплением может служить что-либо ощутимое, например игрушки, любимая пища, занятия, или нематериальное, например внимание, похвала, объятие, личное удовлетворение или успешно выполненное задание. Вместе с тем подкрепление может быть нетипичным; то, что служит подкреплением для одного человека, для другого таковым не является. Например, для некоторых детей замечание служит скорее подкреплением, чем наказанием, соответственно усиливается и то поведение, за которое последовало замечание. Таким образом, бихевиористы определяют подкрепление как нечто, повышающее вероятность данного поведения в будущем.
Бихевиористы также применяли наказание за нежелательное поведение. Наказание бывают четырех основных видов: физическое наказание, замечание, тайм-аут и «цена реакции», когда человек после нежелательного поведения утрачивает конкретное подкрепление. Вместе с тем сейчас наказания используют все реже в силу этических соображений и низкой эффективности. Широко применяется только тайм-аут, особенно при работе с детьми. На языке бихевиористов это означает «время без позитивного подкрепления» и включает помещение ребенка в нейтральное окружение на 2-3 минуты, где отсутствуют раздражители и подкрепление, социальное или иной природы, причем дети постоянно находятся на виду. Родителей обучают применению тайм-аута вместо того, чтобы физически наказывать или кричать на ребенка. Ближайшей традиционной аналогией этого способа управления поведением ребенка являлось «поставить в угол», если это не сопровождалось другими, более болезненными наказаниями.
Использование подкрепления и наказания вызывает критику со стороны противников бихевиоризма, считающих такой подход механическим, унижающим человеческое достоинство. Использование подкреплений создает дисбаланс сил, что можно применять не только для изменения поведения. Так, в 1950-1960-х гг. в психиатрических клиниках была введена жетонная система. Пациенты могли «зарабатывать» жетоны за конкретные виды поведения, жетоны затем обменивались на товары или привилегии. По сути дела, жетонная система позволяла медсестрам психиатрических отделений выступать в роли поведенческих инженеров и имела отношение скорее к контролю над пациентами, чем к обучению людей эффективному поведению. Бихевиористы теперь признают, что этот подход часто применялся неподготовленными лицами и с иными целями, чем изначально поставленные. Применение таких мер контроля и наказания, как, например, электрошок, вдыхание паров аммония, щекотка, сильно ослабило популярность бихевиоризма среди специалистов.
Модификация поведения оказалась особенно эффективной в работе с лицами, страдающими нарушением развития учебных навыков, а также с детьми при поведенческих расстройствах. Ее используют для лечения разного рода зависимостей, а также при лечении конкретных тревожных расстройств, например страха открытых пространств (агорафобии).
Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер. М. А. Гулина. 2008.